|
Петра Великого справедливо
считают душой новой династии, раскрывшей главную
необходимость народную — в культурной реформе.
Была ли эта реформа отступничеством от заветов
предков? В некоторых отношениях — да, в других —
нет. Несомненно, Петр Великий напрасно
пожертвовал многим великим, что заключала в себе
наша средневековая старина, — патриаршеством,
боярством, земским собором и пр. Но, с другой
стороны, общий дух его реформы отвечал главному
завету предков — величию России. Нельзя было
считать истинным консерватизмом то, что наши
предки коснели в невежестве.
Наоборот,
следовало счесть, как это и сделал Петр Великий,
не невежество, а просвещение
главным заветом предков, наиболее обязательным
для потомства. Подобно святой Ольге и святому
Владимиру, которые некогда приобщили
новгородско-киевскую Русь к современной им
христианской цивилизации, Петр Великий и
Екатерина II приобщили Россию к неохристианской
культуре. Последняя основана на эпохе
Возрождения, на развитии наук и искусств, на
утверждении идеи права и закона. Самые
отдаленные предки — и святая Ольга, и святой
Владимир, и Ярослав Мудрый, и Александр Невский —
благословили бы культурную Реформу Петра, если
бы они были в живых, и не сочли бы ее нарушением
своих заветов. Как принятие артиллерии и ружей не
было антинациональным еще и за триста лет до
Петра, так и заведение им флота и регулярной
армии. <...> Михаил и Алексей с трудом собрали
русское царство из развалин, Петр Великий дал ему
культурную душу и поставил на великодержавное
место в мире.
|