|
Этот
раздел сайта посвящен позитивным событиям,
явлениям и тенденциям в образовании в России -
средней и высшей школе, дошкольных учреждениях, а
также повышению квалификации. Дореволюционная
Россия имела высокоразвитую систему образования
как в области естественных, так и гуманитарных
наук. В советское время качество
естественнонаучного образования (как в высшей,
так и в средней школе), существенно повысилось,
выведя Россию в мировые лидеры в этой области
(хотя и не обошлось без серьезных ошибок,
связанных, в частности с долговременным
отрицанием значения таких фундаментальных
дисциплин, как генетика и кибернетика).
Судьба гуманитарного
образования сложилась не столь удачно. Хотя
уровень классического гуманитарного
образования в области литературы, искусства и
других гуманитарных наук был в целом сохранен (и
даже повысился), идеологическая диктатура
коммунистического режима наложила существенные
ограничения на глубину и широту гуманитарного
образования в России, а также способствовала
распространению взглядов и теорий, неадекватно
отражавших реальность. И уж совсем плохо
обстояло дело с подготовкой специалистов в
области экономики, бизнеса и менеджмента в силу
отсутствия потребности в таких специалистах в
условиях централизованного управления
экономикой со 100% государственной собтвенностью.
Устранение возникших
диспропорций и повышение качества образования
стало одной из важнейших задач радикальных
социальных реформ Горбачева-Ельцина. И мы видим,
что эти задачи довольно успешно решаются,
несмотря на хорошо известные (и неизбежные)
ошибки и трудности. Постепенно
восстанавливается после шока, вызванного
существенным ослаблением государственного
регулирования и поддержки традиционно сильная
система ествественнонаучного образования;
расширяется система гуманитарного образования
за счет устранения ограничений и псевдонаучных
дисциплин, навязанных в советское время; бурно
развивается система делового образования,
необходимая для быстрого перехода от
милитаристской к потребительской экономике;
значительно расширены возможности получения
образования за рубежом, а также повышения
профессиональной квалификации и
профессиональной переподготовки. Обучение в
средней и высшей школе постепенно
переориентируется на получение учащимися знаний
и навыков, необходимых для достижения успеха и
процветания в жизни (а не служению некой
абстрактной цели).
|
|