Banner Original.gif (1993 bytes)

wpe4C.gif (8867 bytes)

wpe140.gif (3033 bytes)

Основанная в середине прошлого столетия в Лондоне организация, названная в 1878 году Армией Спасения, была задумана супругами Уильямом и Кэтрин Бут как космополитическая, призванная на деле воплотить великую христианскую идею о братстве всего человечества: все люди - ближние, независимо от расы, вероисповедания, пола и возраста. Эта идея и известная гибкость помогли спасенцам завоевать к концу XIX века Америку, Австралию, Индию, многие страны Европы, кроме России.
В 1909 году 80-летний генерал своей армии У.Бут посещает незавоеванную "шестую часть Земли". На публичном выступлении в петербургском доме Сабурова (тоже генерала), где собрался цвет русской аристократии, прозвучало: "Россия больше не может оставаться вне рамок деятельности Армии Спасения".

Благотворительная экспансия

На самом деле, наступление Армии Спасения началось уже в 1880-е годы. С северо-запада - через Норвегию и Швецию - первые солдаты проникали в Финляндию, входившую в то время в состав Российской империи.
В 1891 году финляндский сенат отклоняет ходатайство Армии Спасения о регистрации. Спасенцам запрещается проводить собрания, носить форму и знаки отличия. Но постепенно ограничения отпали, во многом благодаря тому, что вступающему разрешалось не отказываться от своего вероисповедания, принадлежности к той или иной церкви или конфессии.
Уже к 1911 году на территории Финляндии было открыто 61 отделение (корпус) и насчитывалось 4 185 солдат разных чинов. Спасенцы проповедовали Евангелие, помогали бедным, заботились о сиротах, кормили голодных и давали приют бездомным. Им принадлежало пять благотворительных учреждений и 13 временных приютов для нуждающихся.
По наблюдениям местных властей "армейцы" не вмешивались в политику и не противопоставляли себя традиционным для финнов церквям: лютеранской и православной.
Добрые вести о миссионерской работе Армии Спасения приходили не только из Финляндии, но распространялись еще и русскими путешественниками и моряками, посетившими Англию, Францию, Голландию. Художник Верещагин и адмирал Макаров охарактеризовали Армию Спасения как чрезвычайно активную, "братскую церковь", и высказали мнение, что, придя в Россию, она будет расширять свое влияние с той же скоростью, с которой пожар распространяется в выжженной солнцем степи.
Армия действительно оказалась очень мобильной. Первое упоминание о  деятельности ее находим на страницах русского издания  - "Биржевые ведомости" (СПб, 1911). Автор статьи приветствует "War Cry" - боевой клич, зовущий на борьбу с социальным злом. А спустя два года о ней пишут "Новое время", "Русский инвалид", "Трудовая помощь" и собственное издание - журнал "Вестник спасения".
Первыми на русскую землю ступили офицеры из Швеции и Финляндии под руководством полковника Карла Ларссона. В 1913 году в Петербурге были организованы первые корпуса миссионеров. Открыт "Дом возрождения" для падших женщин. Летом того же года Армия Спасения участвует во Всероссийской гигиенической выставке, где ее экспозиция пользуется повышенным вниманием публики. Среди экспонатов - рукоделие женщин из "Дома возрождения". Деятельность спасенцев была отмечена почетным дипломом.
Следующими за северной столицей городами стали Москва, Орел, Луга. Кроме основного девиза Армии Спасения: "Сердце - Богу, руку - человеку", русские имели свой девиз: "Русь - для Христа!" Впервые возникшие на заснеженных улицах русских городов спасенцы выглядели так: "барашковая шапка с малиновым кантом и куртка особого покроя с галуном". Они продавали брошюры о вреде пьянства и курения и распространяли первые номера своего издания на русском языке.

"Вестник спасения"

Первый номер этого иллюстрированного журнала вышел в 1913 году в Санкт-Петербурге. Средства на его издание поступали от финляндского землевладельца, сочувствующего движению. В нем публиковались материалы на евангельские темы, информация о благотворительной и просветительской работе в западных странах и России, говорилось о вреде алкоголя и табака для здоровья человека. Начальный тираж в 6 тыс. экземпляров был в скором времени доведен до 20 тыс. Редакция "Вестника спасения" стала штаб-квартирой Армии в России. Сюда, в дом номер 1 по Гаванской улице, приходили купить журнал, послушать проповедь, получить утешение. Эти собрания носили до некоторых пор полулегальный характер, маскируясь под дружеские вечеринки.
Весной 1914 года корпус в Петербурге провел первое уличное шествие: 20 солдат и офицеров проследовали по центру города под своим знаменем со своим гимном. Подобные уличные шествия в России привлекали такое внимание толпы, как в Англии времен юности Бута. Среди зевак обязательно находилось несколько человек, сочувствующих движению, которые пополнили впоследствии ряды Армии или стали финансовыми донорами.

Армия, готовая к бою

С началом Первой мировой войны деятельность Армии Спасения заметно активизируется. В отличие от "мирных" филантропических организаций, эта Армия всегда готова к войне: с голодом, с болезнями, с отчаянием. Организация командного типа с армейским порядком и жесткой субординацией, "вызывающими недоумение, возможно, протест в сердцах пацифистов в спокойные времена", оказывается наиболее дееспособной в экстремальных условиях, когда требуется оперативность, быстрое реагирование и реальный результат.
Уже в августе 1914 года Швецию и Финляндию наводнил поток русских беженцев из Германии. Высланные властями "в 24 часа", они оказались после тяжелого двух-трехдневного пути без пищи, без вещей, без денег в чужой стране. В Стокгольме в оперативном порядке был создан комитет помощи русским беженцам с участием Армии Спасения, которая предоставила для ночлега свои помещения в городах, куда пребывали товарные составы с детьми, женщинами, стариками. Кормила, снабжала одеждой и билетами. Благодаря жертвенной помощи спасенцев, в течение осени-зимы 1914-15 гг. тысячи людей смогли вернуться домой. Только через Стокгольм прошло более 10 тыс. беженцев. Затем последовал транспорт с русскими ранеными.
В 1914 году в Петрограде нашли пристанище многие беженцы, среди которых были отставшие дети и дети-сироты. Армия Спасения открывает в городе и окрестностях приюты для бездомных, летние лагеря и колонии для сирот. Раздает и бесплатные обеды, и продовольственные пайки, и одежду (в течение года их получило свыше 30 тыс. человек).
Работа, которую вели спасенцы среди коренного населения Петрограда, заключалась в посещении бедных на дому, уходе за больными и немощными, призрению детей, чьи матери работают, выполнении разного рода домашних дел, организации практических классов кройки и шитья для нуждающихся женщин.
Постепенно Армия завоевала доверие и симпатию населения, о чем свидетельствуют регулярные пожертвования от городской думы, российских благотворительных фондов и других организаций, частных лиц. Граф Толстой жертвует на убежище для бедняков, руководство цементного завода - на организацию детских елок.
Но не стоит идеализировать ситуацию. В сложный для России общественно-политический период - две революции и две войны - спасенцам тоже приходится нелегко. То подозрения в шпионаже со стороны ура-патриотов, то попытки втянуть нейтральную организацию в политические распри.

"Секту ликвидировать как антисоветскую организацию"

Если февральская революция легализовала деятельность Армии Спасения, впервые получившей возможность объявлять о собраниях и снимать для них помещения, строить планы открытия кадетской школы для обучения российских офицеров в России и распространения движения на юг Империи, то "великая октябрьская социалистическая", говоря языком улицы, "перекрыла кислород". Но не сразу.

В боевом уставе солдата Армии Спасения сказано: "Я буду верен принципам деятельности Армии... и останусь верным духу Спасения как в благоприятные времена, так и во времена преследований". К чести солдат Армии отметим, что они достойно несли свое знамя после 7 ноября 1917 года. Терпели голод, нужду, произвол властей, изоляцию от внешнего мира, повседневную угрозу физической расправы. К 1918 году большинство иностранных граждан предпочли покинуть Россию, а спасенцы остались и стали заботиться о русских детях, перевозя детдома в Орловскую и Вологодскую губернии. Здесь было не так голодно, больше шансов избежать распространившейся в Петрограде инфекции. Несмотря на отсутствие помощи извне, удалось наладить хозяйство, запасти дров. Но уже к концу 1918 года народный комиссар Бонч-Бруевич заявляет полковнику К.Ларссену:

"Беспризорники нас не интересуют". Детские дома Армии Спасения закрываются, имущество конфискуется, поскольку "нельзя допустить, чтобы религиозная организация воспитывала детей, которых надлежит воспитывать в социалистическом духе". С 1918 года участились обыски, ночные допросы, аресты, поскольку не покинувшие Россию иностранцы приравнивались в правах (точнее в бесправии) к местным жителям. В 1919 году оставшиеся офицеры, часть из которых нашла работу медицинских сестер, уборщиц и т.п., помогали друг другу и арестованным товарищам, выхаживали безнадежных больных.
В ноябре 1922 года были опечатаны и разгромлены помещения Армии Спасения в Москве и Петрограде. В 1923 году Армия официально прекратила свою деятельность в советской России. Иностранные офицеры легко получили документы на выезд, а русские остались...
По свидетельству В.М.Фурсенко, одного из русских спасенцев призыва 1918 года, дождавшегося возвращения своей Армии спустя семьдесят лет, "нас, тогдашних армейцев, сегодня практически не осталось. Почти все погибли в лагерях, сгинули в тюрьмах". Эти люди, верные принципам служения ближнему, распространяли учение Христа, помогали политзаключенным. Трудно поверить, но в столице страны Советов с 1934 по 1938 годы действовала московская группа Армии Спасения в 300 (!) человек. В конце 30-х - начале 40-х годов русская Армия была практически истреблена. Последние солдаты, брошенные в застенки Лубянки и Бутырки по обвинению: "организация Армии Спасения с целью свержения Советской власти" проповедовали Евангелие среди заключенных. Тем самым подтверждая слова генерала Бута: "Дух Армии Спасения состоит в том, что истинный спасенец скорее готов умереть, нежели жить для самого себя".

Возвращение в Россию

После почти 70-летнего перерыва Армия Спасения вернулась в Россию. Тем же путем, что и до революции: сначала в Петербург и Москву (1991), затем – другие регионы.
Корпуса (отделения) Армии можно встретить сегодня в 104 странах мира, среди которых и государства СНГ - Грузия, Молдавия, Украина. Штаб Армии в четырех перечисленных странах Командования находится в Москве.
Число корпусов/филиалов - 45
Число юных солдат - 610
Число старших солдат - 1742
Число кадет - 35
Число офицеров - 85.
Все эти люди в той или иной мере реализуют благотворительную миссию организации.
Армия Спасения тратит на социальные нужды внушительные суммы. Только на Россию и другие страны СНГ в 1996-1997 годах было израсходовано 3 млн 500 тыс. долларов. Источники разнообразны. В первую очередь, средства самой Армии Спасения (деньги прихожан: так называемая "десятина" - десятая часть прибыли - отдается Церкви; дни самоотречения, обет бедности, духовное завещание и т.д.). Затем частные пожертвования от сочувствующих, "донорские" вложения (то есть деньги, выделяемые частными лицами, организациями на развитие той или иной программы), помощь банков, международных благотворительных фондов и т.д.
Со времени своего образования Армия традиционно проводила "день  самоотречения", в который его участники отказывали себе в чем-то приятном, но не обязательном (например, сладостях, кексах и прочих гастрономических излишествах). А сэкономленные деньги шли в "общий котел" на помощь бедным.
Эта, в общем, остроумная и полезная практика существует и по сей день. По данным 1997-98 гг, в день самоотречения по всему миру было собрано более 17 млн долларов. Даже Россия внесла свою лепту – около 10 тыс. долларов. Деньги, собранные в какой-либо стране, не остаются в ее собственности, а отправляются как  пожертвование туда, где они более всего необходимы. Так Россия, например, помогла Руанде. А кто-то другой - России. (Например, после землетрясения в 1988 году Армия Спасения Швеции оказывала материальную помощь Армении).
Забавный случай произошел в ноябре прошлого года. Некто Генри В., американский пенсионер, решил "помочь русским". Он направил на счет для России 20 долларов. Пока деньги дошли до Москвы, с учетом налогообложения, осталось всего 16. Поскольку филантроп не указал, кому именно он благотворит, сумма в рублях по курсу ММВБ была торжественно вручена многодетной семье Чернышовых.
Еще одна добрая душа из Новой Зеландии долго препиралась по электронной почте с московской штаб-квартирой Армии Спасения. Человек хотел помочь конкретной семье на Сахалине, откуда-то узнав о ее нищете, но, увы, захватить "наши восточные рубежи" Армии Бута пока не удалось. Совсем недавно на программу женского служения из США было получено 3 тыс. долларов. Это анонимный дар.

Социальное служение Армии

Армия Спасения возобновила свою работу в России с 1991 года. Чтобы представить реальный объем средств, выделяемых ею на благотворительные цели, в виде иллюстрации приведем расходы на программы. Отметим, что названные суммы идут только на нужды страждущих и не включают зарплат служащим и прочих расходов.
Москва
Общие расходы на программы в 1998 году - 39, 830 долларов.
Помощь бездомным на Павелецком и Курском вокзалах.  Программа работает с 1992 года. Ежедневно до 250 человек получают горячее питание, одежду, консультируются по вопросам оформления документов. Еженедельные расходы по этой программе - 600 долларов.
Центр дневного пребывания для пожилых (открыт в 1994 году). Здесь пожилые люди занимаются хоровым пением, участвуют в подготовке театрализованных представлений, отмечают праздники, дни рождения, сами организуют встречи с деятелями культуры. Помогают больным и нуждающимся. Центр обслуживает две группы общей численностью 40 человек. Однако желающих посещать его во много раз больше. Проблема заключается в нехватке помещений для работы. Еженедельные расходы  - 50 долларов.
Тюремное служение. Помощь людям, которые содержатся в следственных изоляторах (СИЗО) и тюрьмах. Программа осуществляется с 1992 года. Регулярно посещаются Бутырский СИЗО, изолятор N 5 (подростковый), N 6 (женский). Раздается одежда, письменные принадлежности, средства личной гигиены, медикаменты, очки. Распространяется Библия, проводятся индивидуальные встречи, беседы и консультации. По праздникам - концерты духовной музыки, выступления оркестра.
Не остаются без внимания и родственники заключенных, которым также оказывается материальная и моральная поддержка. Многие члены Армии Спасения ведут переписку с заключенными из разных уголков России. Отправляют бандероли с предметами первой необходимости. Продолжается многолетнее сотрудничество с Можайской женской колонией (Московская область).
Индивидуальная помощь населению. Ежедневно в социальную службу обращаются десятки людей с различными просьбами. Им предоставляется одежда, продукты питания, медикаменты. Только в январе 1999 года 162 человека получили продукты питания, 47 - одежду. Пункт приема одежды в последнее время работает очень интенсивно. После информации в газетах и журналах, на радио и телевидении социальную службу в буквальном смысле завалили одеждой. Ежедневно раздаются звонки от людей, предлагающих одежду для малоимущих москвичей.
Посещение на дому и в больницах.  Члены Лиги милосердия Армии Спасения оказывают помощь в уборке квартир, покупают продукты и предоставляют другие услуги. В Пресненском районе реализуется совместная программа с Обществом слепых по социальной поддержке малоимущих.
Продолжает работу программа реабилитации инвалидов "Надежда", открытая в 1994 году.
Еженедельные расходы в 1998 году составили 75 долларов. Эти средства используются на приготовление обедов (три раза в неделю) для 60 человек. В Бабушкинском районе предоставляется помощь детскому центру при московском городском клубе инвалидов "Контакты-1".
Ежегодно Армия Спасения получает десятки писем из России и стран СНГ с просьбой найти пропавших родственников. В 1998 году было получено 58 писем; найдено 11 человек в различных странах мира (по каналам соответствующих служб в странах, в которых работает Армия).
В этом году открыта новая совместная с банком "Павелецкий" программа обеспечения продуктами питания детского дома в Коломне (Московская область).
Санкт-Петербург
Социальная служба Северного региона Армии Спасения осуществляет свою деятельность в Санкт-Петербурге, Петродворце, Петрозаводске и Выборге.
Наличие собственного помещения (Литейный пр-т, д. 44б.) во многом определило успех работы по оказанию помощи бездомным и малоимущим. Работает бесплатная столовая, которая ежедневно кормит сотни людей. Имеется передвижная кухня. Функционирует телефон доверия, по которому можно обратиться за экстренной помощью и консультациями. Реализуется программа по оказанию помощи людям, страдающим наркотической и алкогольной зависимостью.
Осуществляется программа по раздаче одежды и продуктов особо нуждающимся людям. Программа тюремного служения, которую возглавляет Тюремный капеллан, включает в себя посещение заключенных в "Крестах". По программе "Уход на дому" оказывается помощь одиноким, престарелым, у которых нет родственников и добровольных помощников.
Ростов-на-Дону
Социальная служба Южного региона осуществляет свою деятельность в Ростове-на-Дону, Волгограде, Воронеже и Ставрополе. Реализуется программа "Мост" по социальной адаптации людей с наркотической и алкогольной зависимостью с участием иностранных и российских специалистов.
В Волгограде осуществляется большая программа помощи детям из малообеспеченных семей.
Светлана Ольман, "Вестник Благотворительности", №2/99

Page Navigation.gif (1491 bytes)

 

Hosted by uCoz