Banner Original.gif (1993 bytes)

wpe4C.gif (8867 bytes)

wpeF2.gif (3395 bytes)

В конце октября Лондонский институт стратегических исследований опубликовал очередной ежегодный доклад, посвященный мировому рынку вооружений. По итогам 1998 года Россия заняла 4-е место, продав оружия на 2,8 млрд долларов (на миллиард меньше, чем в рекордном 1996 году). Западные аналитики отмечают, что в результате деградации ВПК, утраты политического веса и кадровой нестабильности Россия продолжает терять лидирующие позиции в экспорте военной продукции.
Однако по итогам 1999 года, согласно предварительным внутрироссийским данным, ситуация может преподнести приятный сюрприз. Только «Росвооружение» получит 2,7—2,8 млрд долларов, а общий объем продаж с учетом деятельности других экспортеров составит более трех миллиардов долларов.
Бывший генеральный директор «Росвооружения» Александр Котелкин, сохраняющий значительное влияние в военно-техническом сообществе страны, считает, что в 2000 году экспорт вырастет до 3,6—3,8 млрд долларов, то есть сравняется с рекордным показателем 1996 года. Стабилизация прошлого и подъем текущего года происходят благодаря тому, что в Африке и Южной Азии разгорелись межгосударственные конфликты, вызвавшие скачок спроса на рынке вооружений. В более долговременной перспективе на этот спрос окажут влияние и натовские бомбардировки Югославии.
Год Африки
Российские продажи этого года выросли благодаря двум обстоятельствам. Во-первых, вооруженный конфликт между Эфиопией и Эритреей вызвал вспышку спроса на авиационную технику и вооружения сухопутных войск. Во-вторых, в России появился субъект военно-технического сотрудничества, который смог быстро на этот спрос отреагировать. Им стала компания «Промэкспорт», торговавшая оружием преимущественно из запасов Министерства обороны.
Если бы не совпадение двух этих факторов по времени, кризис был бы гораздо острее: объемы поступлений по каналам «Росвооружения» в прошлом году падали и составили всего 2,3 млрд включая 300 млн долларов, «перешедших с 1997 года». Общий уровень продаж был сохранен благодаря активизации работы «Промэкспорта» и ВПК «МАПО», которые получили 300—350 млн долларов. Примерно две трети поставок «Промэкспорта» и до половины поставок МАПО пришлись на Африку, точнее на регион Африканского Рога, где в июне 1998 года и феврале-марте 1999 года шли ожесточенные бои между эфиопскими и эритрейскими войсками.
Эфиопия закупила у «Промэкспорта» восемь истребителей Су-27, а также вертолеты и вооружения сухопутных войск. Эритрея приобрела у ВПК «МАПО» истребители МиГ-29. Уже после февральско-мартовских боев обе стороны продолжали закупать в России подержанное вооружение. Всего же спрос, возникший в результате войны между Эфиопией и Эритреей, составил в 1998-м и 1999 году по самым минимальным оценкам 400—450 млн долларов, и российские поставщики получили почти всю эту сумму.
Другой полюс потребления дешевых подержанных вооружений возник в результате интернационализации конфликта в Демократической Республике Конго (бывшем Заире). Интерес к российскому оружию проявили Ангола, Зимбабве, собственно Конго, а также Уганда и Намибия. Номинальные объемы спроса в полосе от Великих Африканских озер до Анголы вполне сопоставимы с потребностями Эфиопии и Эритреи, но формы расчета здесь скорее всего будут более сложными и не всегда предусматривающими выплаты в валюте.
Надо сказать, что и до 1998 года в Африке был очень высокий уровень конфликтоген-ности. В 1994—1995 годах в Бурунди и Руанде происходили столкновения между тутси и хуту, в которых погибли сотни тысяч людей. Если считать индикатором интенсивности конфликта количество погибших, то в 1998-м и 1999 году в Африке не случилось ничего экстраординарного. Однако межэтнические войны в Руанде и Бурунди не оказали никакого влияния на спрос на вооружения: убийцы пользовались простыми мачете и китайскими автоматами. Заметный спрос возник, когда на континенте начались межгосударственные военные конфликты.
Интересно, что в 90-е годы продажи в районе Великих озер контролировались Китаем, а в Эфиопии были активны Израиль и Украина. Однако появление на рынке «Промэкспорта» и смена маркетинговой стратегии ВПК «МАПО» привели к тому, что почти весь спрос, возникший в результате последних вооруженных конфликтов, удовлетворен именно Россией.
Регулярный и случайный рынки
Тот факт, что африканцы всем источникам вооружений предпочитают Россию и другие республики бывшего СССР, не случаен. На рынке вооружений существует два типа спроса, в рамках которых к закупаемым изделиям военного назначения предъявляются совершенно разные требования.
Большая часть вооружений приобретается в мире на регулярной основе с целью плановой замены морально или физически устаревших вооружений. Возникновение спроса на регулярном сегменте рынка относительно легко прогнозируется на основании известного набора факторов, главными из которых являются время предыдущих закупок и жизненный цикл вооружений, финансовое положения импортера, а также динамика смены элитных групп в стране-покупателе. Выбор поставщика нередко производится на основе не финансовых или технических, а политических и экономических факторов. Преимущества получают экспортеры с большим военно-политическим весом, способные предоставить формальные или неформальные гарантии безопасности.
Огромное значение имеют качество и объем так называемых офсетных программ, когда поставки вооружений становятся условием сотрудничества в невоенных областях. Израиль и Египет добиваются от США значение для него имеют офсеты, передачи технологий, разнообразные экономические и политические компенсации со стороны продавца.
На регулярных рынках Россия занимает четвертое место после США, Великобритании и Франции, контролируя от 5% до 10% рынка. Одна из ключевых проблем состоит в том, что РФ не может конкурировать с ведущими западными державами по своему реальному военно-политическому весу, который определяется эффективностью сил общего назначения. Проблемы в экономике не позволяют развивать офсетные программы. Имея преимущество в продажной стоимости продукции, Россия часто проигрывает конкурентам по стоимости эксплуатации вооружений и техники.
Однако когда импортер находится в состоянии вооруженного конфликта или под угрозой его возникновения, требования к поставщику меняются. На возникающем в этой ситуации окказиональном рынке значение имеет прежде всего способность экспортера осуществить поставку в чрезвычайно сжатые сроки. В этом секторе доминируют относительно простые и недорогие системы вооружений. Ресурс техники и стоимость эксплуатационных расходов не имеют такого значения, как на регулярном рынке: в реальных боевых условиях вооружения все равно долго не проживут. Ключевым фактором становятся боевой потенциал вооружения и способность личного
состава армии страны-импортера быстро и эффективно освоить технику. Практика показывает, что в этом сегменте рынка Россия имеет ощутимые конкурентные преимущества. В период после 1991 года (война в Персидском заливе) в мире произошло несколько межгосударственных вооруженных конфликтов низкой интенсивности, в результате которых возник спрос на военную технику российского производства.
Первым стало перуанско-эквадорское столкновение в феврале 1995 года. Затем последовал конфликт между Эритреей и Йеменом в декабре 1995 года. Наконец, летом прошлого и в феврале-марте этого года произошло столкновение между Эфиопией и Эритреей. Все вовлеченные в противостояние стороны проявили интерес к российскому или российского происхождения вооружению. Осенью 1996 года перуанские ВВС закупили в Белоруссии 18 истребителей МиГ-29 и 18 штурмовиков Су-25 на 385 млн долларов. Есть косвенные свидетельства, что в этой поставке участвовала и сама Россия. В 1998 году Лима докупила в России еще три МиГ-29 и подписала контракт на сервисное обслуживание 17 МиГ-29 (одна «белорусская» машина была к этому времени потеряна).
Летом-осенью 1997 года Эквадор проявлял интерес к закупке партии российских истребителей Су-27 или МиГ-29 на сумму до 600 млн долларов. В прессе по-разному интерпретировался факт несостоявшейся сделки. В качестве предполагаемых причин назывались смена руководства ГК «Росвооружение» и недостаток финансовых ресурсов у эквадорской стороны. Однако важен сам интерес Кито именно к российскому вооружению. Летом 1998 года в российской прессе появились сообщения об интересе, проявленном Йеменом к покупке истребителей Су-27 на общую сумму до 500 млн долларов. Ранее эта страна приобрела в Молдове несколько МиГ-29.
Наконец, летом этого года резкий скачок окказионального спроса случился из-за военных действий в Кашмире. В результате Каргильского инцидента Индия осуществила экстренные закупки в России большой партии боеприпасов, включая управляемые снаряды. Стоимость поставок составляет десятки миллионов долларов.
Два главных преимущества России на такого рода рынке — способность поставлять вооружения и технику по очень низким ценам и в чрезвычайно сжатые сроки. Весь цикл эфиопского контракта на поставку Су-27 от получения заявки до завершения поставки занял, по некоторым данным, всего два месяца. Примерно столько же потребовалось для поставки боеприпасов в Индию. Стоимость поставок, естественно, тоже весьма привлекательна. Эфиопия получила тяжелые истребители по цене около 15 млн долларов. Инвестировав еще по 5-7 млн в модернизацию этих машин, Аддис-Абеба может стать обладателем многофункциональных тяжелых боевых авиационных комплексов, американские аналоги которых стоят более 60 млн долларов
Дмитрий Литовкин, "2000"

Page Navigation.gif (1491 bytes)

 

Hosted by uCoz